"Грамотейка"

Программа занятий

Содержание программы.

                                                      Учебно-тематический план.

п/п

Название

 раздела, темы

                  Количество часов.

Форм аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Гласные звуки и буквы

10

3

7

тестирование

2

Согласные звуки и буквы

15

4

11

тестирование

Рабочая программа раздела «Гласные звуки».

Пояснительная записка.

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.  Чёткость и внятность речи во многом зависит от того, насколько правильно соблюдена артикуляция гласных звуков, сохранен абрис слова, поддерживающий его слоговую структуру. Гласные звуки являются основой для слова, как единицы речи, основой для слогового анализа слов. Один гласный может менять смысловое значение слова (кит - кот). Гласные звуки- основа звукового анализа в слове, они более просты для выделения и формирования понятия «звук» дошкольниками. Практика показывает, что определение первого гласного в слове для некоторых детей вызывает затруднения, хотя в норме данное умение формируется без специального обучения, физиологически. Гласные звуки по артикуляции проще согласных, реже подвержены нарушениям, поэтому с них и начинается обучение грамоте, что соответствует принципу «от простого к сложному».

Содержание занятий первого раздела программы включает в себя:

-Воспитание навыка зрительного восприятия артикуляции и речедвигательного анализа.

- Различение гласных звуков на слух.

- Умение выделять первый и последний гласный из слов (Аня, ива, утка и т.д.), последовательно называть гласные в ряду из 2-3 гласных (АИ, УИА);

- Развитие умения определять порядок звучания гласных в слове;

- Формирование умения сопоставлять количество гласных звуков в слове и слогов («Сколько в слове гласных звуков – столько в нём слогов»).

- Печатание букв, обозначающих гласные звуки.

Тематическое планирование.

Ноябрь.

1. Звук и буква «А».

2. Звук и буква «О».

 

Декабрь

1. Звук и буква «У».

2 Звук и буква «И»

3. 3вук и буква «Ы».

4  Звук и буква «Э».

Январь.

1.  Буква «Я», чтение слогов, слов, предложений.

2. Буква «Ю», чтение слогов, слов.

Февраль.

1. Буква «Е», чтение слогов, слов, составление предложений.

2. Буква «Е», чтение слогов, слов.

Рабочая программа раздела «Согласные звуки».

Пояснительная записка.

К пяти годам у ребёнка должно быть сформировано правильное произношение всех согласных звуков. Но действительность такова, что дети, даже не имеющие явных нарушений звукопроизношения, проявляют фонематическое недоразвитие при различении звуков по месту и способу их образования, что отражается на смысловом значении слов (суп – зуб, лук – люк, крыса – крыша). Овладение качественными характеристиками согласных звуков требует целенаправленных знаний и умений, которые у дошкольника легче формировать с опорой на тактильный, зрительный, двигательный анализаторы в процессе практической деятельности. До овладения ребёнком письменной речью обозначением звука служат символы или модели (фишки разных цветов, полоски разной длины и цветовой гаммы) – метод моделирования при обучении дошкольников грамоте полностью соответствует принципу наглядности и доступности.

Дети, не овладевшие пока чтением, допускают ошибки при определении первого согласного звука, объединяя его с последующим или последующими, фактически называя слог. Большинство дошкольников не справляются без специального обучения со звуковым анализом и синтезом.

Некоторые справляются с заданием после приведённого образца, с другими нужна целенаправленная, более продолжительная работа по овладению умением выделять первый согласный звук. Программа предусматривает разный уровень подготовки детей к обучению грамоте, учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Содержание второго раздела  программы включает в себя:

-Воспитание навыка зрительного восприятия артикуляции и речедвигательного анализа.

- Различение согласных звуков на слух.

- Умение выделять первый и последний согласный из слов со стечением согласных и без стечения,

- Выполнение полного звукового анализа (последовательно называть все звуки с односложных словах, затем в двухсложных с  количеством звуков до 5-6);

- Формирование умения соединять заданные звуки в словах, овладение синтезом.

- Умение давать характеристику звука (согласный, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий), обозначать звуки схематично;

- Составление схемы слова с обозначением слова, слогов, звуков;

-Печатание букв, обозначающих согласные звуки.

Тематический план.

Январь

1.    Звуки  [Г-К],    [ГЬ-КЬ],    буквы    «Г», «К»,    чтение    слогов,

составление и условная запись предложения.

2. Звуки [Д-Дь], [Т-Ть], буквы «Д», «Т», чтение слогов, слов.

Февраль

1. Звуки [В-В], [Ф-ФЬ]. Буквы «В», «Ф», чтение слогов, слов.

  1. Звуки [3-ЗЬ], [С-СЬ], буквы «3», «С», чтение слогов, слов.

Март

        1  Звуки [Б-БЬ], [П-ПЬ]. Буквы «Б», «П», чтение слогов, слов, предложений.

         2. Звуки [Х-ХЬ], буква «X», чтение слогов, слов, предложений.

          3.  Звуки и буквы «Ж-Ш», чтение слогов, слов.

          4 Звуки и буквы «Ч-Щ», чтение слогов, предложений.

Апрель

1. Звук и буква «Ц», чтение слогов, слов, стихотворных текстов.

2. Звуки [С-Ц], буквы «С, Ц» чтение слогов, слов

3. Звуки [Л-Ль],  буква «Л», чтение слогов.

.4.   Звуки [М-Мь] и буква «М», чтение слогов, чтение слов, ударение.

Май

1 Звук и буква «Н», чтение слогов, чтение слов.

2. Звук и буква «Р», чтение слогов, печатание предложения.

    чтение предложения.

3. Итоговая диагностика

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie